По данным мониторинга рынка наружной рекламы ЭСПАР-Аналитик, объем рынка вырос в 2011 году на четверть и достиг 30 млрд. руб (показатель без учета транспарант-перетяжек). Наибольший рост продемонстрировали малые формы (43%) и щиты 6х3 (28%). Рост крупных форматов составил всего 12%, что в два раза ниже показателя роста рынка и связано с сокращением количества крупноформатной рекламы в Москве.
Рыночная доля щитов 6х3 в 2011 году увеличилась на 2% и составила 62%, малого формата - на 1% и составила 9%. Крупные форматы сократили свое присутствие на рынке на 3% (с 31% в 2010 г. до 28% в 2011 г.).
Ключевым фактором роста рынка стала медиаинфляция, которая составила 19%. Повышение загрузки инвентаря обеспечили рост рынка ООН на 3%, а увеличение количества инвентаря на 1%.
Средняя загрузка инвентаря в 2011 году составила 77% и практически сравнялась с докризисным уровнем (78%).
Таблица 1. Объем рынка наружной рекламы России
Формат
|
2010
млрд руб.
|
2011
млрд руб.
|
Доля 2010
|
Доля 2011
|
Темп роста 2011
|
Щиты 3х6
|
14.4
|
18.4
|
59.6%
|
61.6%
|
28.3%
|
Крупные форматы
|
7.4
|
8.3
|
30.8%
|
27.8%
|
12.1%
|
Малые формы
|
1.9
|
2.8
|
8.0%
|
9.2%
|
42.8%
|
Прочие формы
|
0.4
|
0.4
|
1.6%
|
1.5%
|
10.9%
|
Все форматы
|
24.1
|
30.0
|
100.0%
|
100.0%
|
24.2%
|
Таблица 2. Составляющие роста рынка наружной рекламы
Формат
|
Инвентарь
|
Загрузка
|
Медиа- инфляция
|
Темп роста 2011
|
Рынок наружной рекламы (сетевые форматы)
|
1.1%
|
2.9%
|
19.4%
|
24.2%
|
«Перспективы роста рынка в 2012 году будут связаны, прежде всего, с ростом цен, - говорит Андрей Березкин, генеральный директор ЭСПАР-Аналитик. - Структура сезонности к 2011 году по сравнению с докризисным периодом восстановилась еще не в полной мере, процесс восстановления рынка ООН находится в стадии завершения, а цены размещения все еще отстают от уровня 2008 года».
Диаграмма 1. Динамика загрузки инвентаря в 2008 и 2011 годах

В 2011 году доля столицы в общем бюджете outdoor снизилась на 2% по сравнению с 2010 г. и составила 48%. Все регионы напротив, повысили свои рыночные доли, но не более чем на 0,8% по сравнению с предыдущим периодом.
Таблица 3. Доля регионов в бюджете наружной рекламы в 2011 году

По итогам 2011 года рыночная доля ТОП10 товарных категорий составила 78%, а ее темп роста превысил средний по рынку. Среди ТОП-10 товарных категорий наибольший рост показали товары длительного пользования: недвижимость и строительство (72%), автомобили и сервис (55%), одежда и обувь (40%), а также оптово-розничная торговля (35%).
Таблица 4. ТОП- 10 товарных категорий на рынке наружной рекламы в 2011 году
ТОВАРНЫЕ КАТЕГОРИИ
|
Доля в бюджете
|
Темп роста
|
АВТОМОБИЛИ, СЕРВИС
|
15%
|
55%
|
ОПТОВО-РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
|
14%
|
35%
|
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, БАНКИ
|
10%
|
19%
|
НЕДВИЖИМОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО
|
10%
|
72%
|
УСЛУГИ СВЯЗИ, СРЕДСТВА СВЯЗИ
|
7%
|
0%
|
ТУРИЗМ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
|
6%
|
10%
|
АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
4%
|
23%
|
МЕБЕЛЬ
|
3%
|
4%
|
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
|
3%
|
40%
|
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
3%
|
-8%
|
КОСМЕТИКА, ПАРФЮМЕРИЯ, СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ
|
4%
|
3%
|
ТОП10 ТОВАРНЫХ КАТЕГОРИЙ
|
78%
|
27%
|
По данным мониторинга 2011 году было зафиксировано около 1000 фирм-операторов, которые выставили на продажу 196 тыс. поверхностей. Подавляющее большинство владельцев конструкций работали в одном городе и имели не более 100 рекламных поверхностей. Доля ТОП-10 операторов в количестве рекламных поверхностей составила 39%, а в бюджете более половины. Безусловным лидером на рынке наружной рекламы остается компания News Outdoor, которая в 2011 году контролировала 19% инвентаря, 21% бюджета и имела самую широкую географию размещения (47 городов из 50 городов, включенных в мониторинг). Доля в бюджете и в инвентаре занявшей второе место компании Gallery составила, соответственно, 8,5% и 7%, а поверхности компании располагались в 27 городах.
Таблица 5. ТОП-10 операторов рынка наружной рекламы в 2011 году

Таблица 6. ТОП-10 рекламодателей рынка наружной рекламы в 2011 году
Место в рейтинге 2010 года
|
Место в рейтинге 2011 года
|
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ
|
Бюджет (оценка), млн. руб.
|
Доля
|
2
|
1
|
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ
|
554
|
1.9%
|
4
|
2
|
METRO GROUP
|
454
|
1.5%
|
7
|
3
|
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ
|
448
|
1.5%
|
3
|
4
|
VOLKSWAGEN
|
445
|
1.5%
|
1
|
5
|
ВЫМПЕЛКОМ
|
442
|
1.5%
|
8
|
6
|
М.ВИДЕО
|
438
|
1.5%
|
9
|
7
|
МЕГАФОН
|
423
|
1.4%
|
10
|
8
|
СБЕРБАНК РОССИИ
|
391
|
1.3%
|
12
|
9
|
ЭЛЬДОРАДО
|
346
|
1.2%
|
16
|
10
|
PEUGEOT CITROEN RUS
|
342
|
1.1%
|
ТОП10 РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
|
4 282
|
14.3%
|
В 2011 году на рынке наружной рекламы было зафиксировано более 23 тыс. рекламодателей. Почти половина бюджета outdoor (47%) и 41% купленного инвентаря пришлись на сотню крупнейших рекламодателей, причем все они размещали рекламу не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах России.
Доля ТОП10 в бюджете наружной рекламы составила 14%. По сравнению с 2010 годом 8 из 10 крупнейших рекламодателей сохранили свое присутствие в десятке, что указывает на стабильность рекламной активности крупнейших рекламодателей ООН. Кроме большой тройки сотовых операторов - традиционных лидеров outdoor, в ТОП10 рекламодателей вошли компании, продающие товары длительного пользования и торговые сети (METRO GROUP, VOLKSWAGEN, М.ВИДЕО, ЭЛЬДОРАДО, PEUGEOT CITROEN RUS), что подтверждает возросшую покупательскую активность населения в 2011 году.
«Эспар-Аналитик»
Advertology.Ru